В подготавливаемом Министерством энергетики проекте федерального закона «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти и продуктов ее переработки» (закон о нефти) минимальный размер доли государства в уставном капитале «организации по управлению единой магистральной трубопроводной системой» установлен на уровне 75%. Фактически если документ будет одобрен правительством в его нынешнем виде, «Транснефти» будет законодательно запрещено привлекать новых частных инвесторов. Источники в компании, впрочем, отмечают, что текущее положение нефтетранспортной монополии позволяет обойтись без привлечения дополнительных средств. Эксперты тем не менее считают, что публичное размещение акций позволило бы обеспечить финансирование даже самых амбициозных проектов.
Сейчас доля государства в уставном капитале «Транснефти» составляет 78,1% (контролируются «Росимуществом»). Оставшиеся 21,9% приходятся на привилегированные акции, держателями которых является ряд частных фондов. Некоторые из них в апреле этого года обратились в Минэнерго с предложением провести IPO транспортировщика. До сих пор отклика со стороны государственных контролирующих структур не последовало. Теперь же в Минэнерго невозможность появления новых инвесторов планируют закрепить на уровне закона.
| ИСТОЧНИКИ В "ТРАНСНЕФТИ", ВПРОЧЕМ, ОТМЕЧАЮТ, ЧТО ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕФТЕТРАНСПОРТНОЙ МОНОПОЛИИ ПОЗВОЛЯЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ | |
На сегодняшний день привлечение акционеров не имеет больших выгод как для «Транснефти», так и для государства. Часть расходов по реализации наиболее затратного (85-95 млрд руб. на линейную часть и 40 млрд руб. на промысловую) проекта по строительству трубопровода Заполярное-Пурпе возьмут на себя более всего в нем заинтересованные «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Ранее указанные компании предлагали «Транснефти» построить этот нефтепровод за свой счет, что, по мнению экспертов, потребовало бы увеличения тарифа на прокачку для всех нефтяников.
В этом смысле куда более выгодным решением выглядело бы проведение IPO. Впрочем, президент транспортной монополии Николай Токарев уже высказывался против данного начинания.
Тем не менее, аналитики говорят, что акции транспортировщика пользовались бы большим спросом участников рынка с долгосрочным горизонтом инвестирования.
По итогам 2009 года «Транснефть» выплатит дивиденды в общей сумме 973 млн руб. (15% чистой прибыли). Чистая прибыль компании за прошлый год составила 3,9 млрд руб. (на 5,7% больше показателя за 2008 год).
|