Россия не высказывает обеспокоенности по поводу строительства АЭС в Литве. Об этом заявил в интервью радио «Эхо Москвы» генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко.
«Мы говорим: коллеги, только докажите нам, что она безопасна, докажите, что она современна, и стройте на здоровье. И мы очень хотим, чтобы они к нам относились так же», - подчеркнул глава Росатома. Кириенко напомнил, что Россия, не будучи участником конвенции Эспо, разослала всем соседним странам обоснование воздействия на окружающую среду Балтийской АЭС, которая строится в Калининградской области, и только Литва отказалась принимать российских экспертов для обсуждения этих материалов. По мнению главы Росатома, такая эмоциональная реакция со стороны Литвы говорит об одном: «Когда понимаешь, что проигрываешь экономическую конкуренцию, надо включать политические аргументы».
Комментируя распространившиеся в последнее время слухи о замораживании строительстваиБалтийской АЭС, Кириенко сообщил: «Сейчас всерьез встал вопрос об отсинхронизации прибалтийских стран от единой энергосистемы с Россией, Украиной и Белоруссией. Если это происходит, у нас Калининград оказывается изолированным, это изолированная энергосистема. Мы обязаны с этим считаться. Они уже заявили, что они к этому двигаются. Идут переговоры с Евросоюзом о том, по каким правилам это будет делаться, сколько времени в запасе». В связи с этим, отметил глава российской атомной госкорпорации, блоки мощностью по 1200 МВт, которые сейчас возводятся на Балтийской АЭС, не смогут существовать внутри изолированной калининградской энергосистемы. В перспективе ее потребление будет составлять около 800 МВт, и поскольку гарантированное обеспечение Калининградской области электроэнергией является приоритетом, сейчас Росатом вместе с Минэнерго России дорабатывает проект, чтобы в первую очередь обеспечить энергобезопасность российского региона, пояснил гендиректор Росатома.
«Мы расширяем площадку и привязываем на эту же площадку еще несколько блоков малой мощности. Думаем пока о блоках 40 мегаватт. Это референтные, отработанные реакторы, реакторы, отработавшие уже сотни реакторо-лет на ледоколах, это реакторы, отработавшие тысячи реакторо-лет на подводных лодках. Просто мы делаем наземную версию. Количество обсуждаем – от четырех до восьми реакторов, примерно по 40 мегаватт, которые полностью обеспечат сочетание с газовыми станциями», - отметил Сергей Кириенко. В связи с этим потребуется перестроить проект, перестроить систему выдачи мощности для блоков 1200 МВт.
«Да, это нас сейчас на какое-то время задержит, - признал глава госкорпорации. - Тем не менее, мы двигаемся следующим образом. Мы продолжаем изготавливать всё оборудование, потому что это критичный путь. Мы не остановили ничего из изготовления оборудования для блоков большой мощности. Мы начали привязку и проектирование блоков маленькой мощности к этой площадке, что потребует сейчас приостановиться. Глупо сейчас продолжать бетонировать стену, которую потом придется вырубить, чтобы продолжить кабель под блок малой мощности».
Отвечая на вопрос о возможных сроках задержки в реализации проекта, Кириенко отметил, что речь может идти о годе-двух. Столько времени уйдет на проектирование и изыскания на площадке. При этом будет заново пройден процесс общественных слушаний в соседних странах в рамках добровольного применения конвенции Эспо.
«Мы понимаем, что в этом регионе Европы будет дефицит потребления. И этот дефицит потребления наступает где-то в горизонте 2020 года, после 2020-го. Поэтому мы сегодня шли в графике, что блоки большой мощности будут к 2018 году. Если мы даже сейчас сдвинем блок большой мощности на начало 20-х, а к 2018-19-му выдадим блоки малой мощности, то мы вполне вписываемся. Блоки малой мощности подстрахуют Калининград и начнут поэтапную работу с экспортом, а тот дефицит рынка, который мы прогнозируем, - мы успеем всё равно. Поэтому мы ничего не отменили в проекте, но мы должны реагировать на действия соседей и партнеров. И мы сейчас серьезную работу ведем с нашими коммерческими партнерами. Для нас, конечно, главными являются потребители электроэнергии, которые хотят покупать эту электроэнергию», - констатировал глава Росатома.
|